Тим Флэк (Tim Flach) — фотограф и фотохудожник. Он родился, живет и работает в Лондоне, но его, без преувеличения, знают во всем мире. Тим известен как рекламный фотограф, работающий с самыми крупными международными корпорациями, а также как фотограф-новатор, применивший в съемке животных рекламные приемы. В 1983 году он закончил магистратуру в школе искусств Святого Мартина, где изучал фотографию и прикладную живопись. Его богатый опыт создания рекламных образов пришелся кстати при съемке животных. Лишенные контекста среды обитания животные на снимках Тима производят неизгладимое впечатление, поражают своей эмоциональностью и экспрессией. Завороженные зрители невольно наделяют животных, мастерски снятых Тимом, человеческими характерами и ценностями.
Тим Флэк — дотошный человек. Когда ему предложили сделать книгу о лошадях (она потом вышла под названием Equus), он изучил все, что могло пригодиться в проекте: редкие породы лошадей, среду обитания, повадки, взаимодействие животных с человеком и друг с другом — короче, все, вплоть до лошадиных болезней. Получился объемный материал, который и вошел в книгу.
Лошади Исландии, мустанги Америки, дикие лошади Пржевальского, марвари (древняя порода индийских лошадей), арабские скакуны, лошади Камарга словно супермодели предстают во всем многообразии и красоте.
Лошадь показалась Тиму интересным объектом еще и потому, что история отношений лошади и человека началась очень давно, еще до того, как люди приручили этих удивительных животных
В своих длительных поездках по странам Тим снимал лошадей разных пород, знакомился с людьми и пришел к выводу, что лошадь — это символ и отражение цивилизации, жизни, культуры того или иного народа.
Работа над проектом длилась несколько лет, точнее, два с половиной года. За это время Тим, без преувеличения, объехал весь свет: ОАЭ, Индия, Монголия, Исландия, Норвегия, Северная Америка, Россия (здесь он снимал орловских рысаков).
Тим Флэк трепетно относится к съемке каждого сюжета:
— Если вы начинаете работать над какой-то темой, надо изучить досконально все ее аспекты, в какой-то степени стать специалистом в данной области. Еще очень важно понимать, что вы хотите снять, какие акценты расставить, и с учетом этого подбирать аппаратуру, которой вы будете снимать.
Помнить, что фотоаппарат — лишь инструмент. Гораздо важнее идея, концепция. Детскость восприятия, аутентичность. И всегда важно понимать, зачем вы это делаете, думать о реализации своей работы.
После съемки Тим внимательно просматривает отснятый материал, выбирает два-три варианта, их распечатывает, после этого оставляет одно изображение, самое, на его взгляд, удачное.
По мнению Флэка, надо различать коммерческие и коммерциализированные проекты. В коммерческих проектах фотограф реализуют чужую идею, в проектах, снятых по собственной инициативе, — свою, что не мешает проекту впоследствии продаваться и приносить доход.
Работа над любым проектом включает несколько важных этапов: подготовительный этап, сбор необходимого материала, установление контактов, философское осмысление проекта, собственно съемку, отбор, обработку и реализацию
Тим считает тему животных неисчерпаемой. В ближайшее время планирует делать проект о редких породах собак, такой же масштабный, как и Equus. Заказ от издателя есть, осталось всего ничего — объехать весь свет, найти и снять необычные породы собак.
Необходимыми качествами характера, которые нужны фотографу, Тим Флэк считает работоспособность, упорство, коммуникабельность, увлеченность и вовлеченность в саму жизнь.
Надо быть здесь и сейчас. Уметь наблюдать и плыть по течению. Вообще, очень важно видеть, а не просто смотреть, не дать ответ, а задать вопрос, убежден Флэк.
Тим Флэк — необычный фотограф. Особенность фотографического приема Тима состоит в том, что он при съемке диких животных применяет студийное освещение. Отчасти потому, что изначально
Тим Флэк — известный и недешевый рекламный фотограф (его рекламная фотосъемка обходится заказчику в 200 000 евро и более). Отчасти потому, что такой прием съемки позволил ему стать заметным среди фотографов-анималистов.
Возможно, еще и потому, что Тим следует традициям известных британских художников-анималистов прошлого, которые стремились не только передать реальный облик животного, но и показать его характер: лишенные контекста среды обитания животные производят на зрителя более сильное впечатление.
Работать с изображением Тим начал очень рано: еще в детстве у него выявился и развился талант рисовальщика. Он рос в сельской местности. Родители держали разных животных, но самыми любимыми были лошади.
Тим наблюдал за ними и постигал тонкую связь человека и природы. Фотоаппарат впервые взял в руки на подготовительном отделении института. Так случилось, что первой фотографической темой Флэка стала съемка животных: студентов повели на съемку в Лондонский зоопарк.
С тех пор он с неустанным интересом наблюдает и изучает повадки животных. Он снимал обезьян, лягушек, собак, летучих мышей, слонов, но проект о лошадях на сегодняшний день самый масштабный.
На вопрос, как Тим шел к успеху, он отвечает:
— Это произошло не за один день. Гораздо медленнее, чем мне бы хотелось. Обычно после окончания института выпускники идут в ассистенты к известным фотографам. Я так не сделал. Три дня в неделю работал барменом в гостинице, чтобы заработать денег и купить необходимое фотооборудование, чтобы работать профессионально и ни от кого не зависеть.
У меня не было богатых родителей, я не получил большого наследства, и, чтобы сделать карьеру, мне приходилось рассчитывать только на собственные силы. Я был настойчив, не отказывался от заказов, помогал друзьям и коллегам.
И хотя та фотография, которой я занимался вначале, не способствовала моему развитию как художника, она дала мне профессиональные навыки, умение общаться с заказчиком. Первая рекламная работа с животными случилась через десять лет после начала моей фотографической карьеры.
С предложением сделать рекламную съемку ко мне обратился заводчик «больших диких кошек» — он предложил снять пантеру. Я согласился и решил привезти животное в студию. Это было очень дорого — доставить в студию пантеру и дрессировщика, но изображение получилось удачным, агентство продало его несколько раз, и все расходы окупились в течение месяца.
На самом деле я никогда целенаправленно не работал для агентства и не позиционирую себя как стоковый фотограф. Единственное агентство, с которым я сотрудничаю на протяжении длительного времени, — это Getty Images. Я отдаю туда те работы, которые мне самому нравятся и которые, я считаю, будут продаваться. Работа с агентством для меня — дополнительная статья дохода, когда нет заказов
Кстати, Тим советует начинающим фотографам прислушиваться к мнению и советам заказчика и своего агента. Первой удачной фотографией Тима стало изображение карты Земли, сделанной из гипса. Случилось это в 90-е годы. Фотография приносила тысячу фунтов ежемесячно на протяжении нескольких лет. Потом было изображение пантеры, которое приносило примерно столько же в течение многих лет.
Тим уже при съемке учитывает восприятие зрителя:
На вопросы, что кроме фотографии его увлекает и какой стиль жизни — европейский, азиатский или африканский — он предпочитает, Тим говорит неожиданные вещи, абсолютно разрушая уже сложившийся было образ «сухаря»-профессионала.
— Я много лет тренировал бегунов, которые потом выходили на международный уровень. Я — чемпион Англии по рок-н-роллу и джайву.
Хорошо играю в пинг-понг. Моему сыну два с половиной года, мне нравится наблюдать за ним, а ему нравятся машинки и девочки. Все стили я предпочитаю смешивать.
Вот такой он удивительный талантливый фотограф Тим Флэк.
И еще немного его замечательных фото.