Kontaza все записи автора
Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца
Как на цепи, подвешен к небесам
И всем векам — пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон — света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Осип Мандельштам, 1912
Для поэта важно назвать храм его изначальным греческим именем. Не Софийский собор, не
собор Святой Софии, а Айя-София (Ἁγία Σοφία - Святая Премудрость Божия).
Первые строки стихотворения отсылают нас к преданию об основании Константинополя.
Император Константин, решив построить новую столицу, долго не мог найти место для города.
Он остановил было свой выбор на древней Трое и начал строительство, но однажды ночью
Константину во сне явился Господь и убедил его искать для столицы другое место. Увидев в небе
над Босфором орла со змеей в когтях, посланники Константина сочли это знамением и проследили,
где приземлился орел со своей добычей. Там, на месте старой греческой колонии Византий, был
в 330 году заложен Константинополь, а в 327 году император Константин построил первый храм
на месте нынешней Айя-Софии.
Через два столетия строитель Айя -Софии император Юстиниан возвел храм на месте двух
предыдущих, разрушенных во время народных волнений, закончившихся пожарами.
Юстиниан начал строительство Айя-Софии в 532 году, оно длилось, как сообщают
летописцы, 5 лет, 10 месяцев и 10 дней и закончилось в декабре 537 года.
На
Рождество 537 года, когда в Айя-Софии состоялось первое богослужение, Юстиниан, стоя посреди
храма, воздел руки к небу и воскликнул: " «Слава Богу, который дал мне возможность закончить
эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон!", имея в виду Иерусалимский Храм царя Соломона.
Еще один секрет парящего в небе купола Айя-Софии – лента из сорока окон (здесь поэт точен!),
опоясывающая купол и словно отделяющая его от здания почти сплошным световым поясом.
Размеры окон и промежутков между ними рассчитаны таким образом, что солнечный свет,
проникая внутрь, как бы обрезает купол. В результате создаётся впечатление, особенно
явственное в погожие дни, что купол парит в воздухе.
Место коронации.
Четыре серафима на парусах - единственные
изображения в храме, которые не были замазаны штукатуркой, когда храм был превращен в мечеть.
Мусульмане сочли их талисманами, однако лица серафимов все же прикрыли медными масками. В
ходе последних реставрационных работ 1993-2010 годов один из серафимов, на северо-восточном
парусе, обрел лицо – реставраторы раскрыли мозаичный лик, который был спрятан под слоем
штукатурки и медной маской.
С мозаиками Айя-Софии до сих пор связано много тайн. В 1847–1849 годах по желанию султана
Абдула Меджида была проведена первая реставрация храма. Руководили работами архитекторы
из Швейцарии, братья Гаспар и Джузеппе Фоссати. В ходе реставрации Фоссати случайно
обнаружили под штукатуркой древние мозаики и, понимая важность своего открытия, расчистили,
укрепили и зарисовали их, а затем, по желанию султана, снова скрыли под штукатуркой на 160 лет.
В альбоме Гаспара Фоссати был зарисован и серафим с освобожденным от маски ликом.
Известно, что альбом с зарисовками Фоссати показывали узкому кругу посвященных, в том числе
в России (Гаспар Фассати служил при русском посольстве в Константинополе), его видел царь Николай I,
но публикация находок не состоялась. Очевидно, этого не хотела турецкая сторона. Сохранились
ли под медными масками лики остальных серафимов, и главное – что находится под щитом с
изречениями из Корана в самом центре купола???
Врата - вход на царскую половину. Там можно увидеть сохранившиеся мозаики, фото которых представлены в отдельной экспозиции.
Один из "секретов" - панель из резного камня - в отверстие молящиеся вставляли руку.
Легенды
Айя-София была окружена легендами еще со времен ее создания. Летописцы утверждали, что во сне Юстиниану то и дело являлся Ангел, рассказывавший об особенностях постройки. Так три окна над алтарем стали символом животворящей Троицы. Предание гласит, что в мраморной облицовке стен храма зашифрована вся история человечества. Говорят, что у одной из чудодейственных колонн северного крыла появляется архангел Гавриил. А в правой части храма, той, которая уже несколько лет закрыта строительными лесами, есть небольшая ниша, прислонившись к которой, можно услышать негромкий шум. Легенда повествует, что в момент, когда мусульманские воины Мехмеда Завоевателя ворвались в храм, священник у алтаря вел службу. И когда кривая сабля уже была занесена над его головой, он шагнул к стене и исчез в ней. Говорят, и сегодня этот священнослужитель продолжает читать молитву, собираясь вернуться в храм, как только в него войдут потомки императора Константина.
В западной стороне верхнего этажа около окна находится светящийся камень. Мраморная плита, привезенная из Ирана, имеет способность поглощать солнечные лучи днем и сиять во тьме. Странно? Но не более, чем существование окна, из которого даже в самую невыносимую жару тянет холодом, или плачущей колонны, по медной поверхности которой все время стекают капельки воды, как чьи-то неиссякаемые слезы. В этой колонне есть отверстие. Существует поверье, что если вложить в него палец, повернуть его на 360 градусов и произнести свое самое заветное желание, оно непременно сбудется. Где-то на перилах хор есть надпись-граффити руническими буквами, оставленная викингом, достигшим конечного пункта знаменитого пути из варяг в греки…
Комментарии нашла
здесь. Прекрасный рассказ с красивыми фото, стоит посмотреть!